Каким будет будущее жилищных объединений?

Все лидеры жилищных объединений в той или иной мере не удовлетворены качеством существующего законодательного регулирования самоуправления в жилищной сфере и практически единогласно отмечают тенденцию на ущемление прав самодостаточных ТСЖ/ЖСК. Уже около года в социальных сетях обсуждается необходимость возрождения в новой редакции отдельного, ранее существовавшего закона «О ТСЖ» (Федеральный закон №72-ФЗ от 15.06.96), ликвидированного с принятием ЖК РФ в 2005 г.
На сегодняшний день уже многие председатели правлений успешных ТСЖ/ЖСК:
- неоднократно проходили жесткую процедуру демократических выборов в соответствии с ЖК РФ;
- прошли школу самоуправления многоквартирным домом с полной гражданской, финансовой, административно-хозяйственной ответственностью за свои действия по реализации программ, принятых на общих собраниях в «мини–государстве «Многоквартирный дом»;
- научились взаимодействовать с местными органами исполнительной власти и ресурсоснабжающими организациями; с собственниками помещений в социально неоднородном составе своего «мини–государства» .
Они понимают, что сохранение достигнутых результатов и безопасность этих «мини-государств» во многом зависят от «политики партии и правительства» и готовы сами участвовать в выборах на уровне не только отдельно взятого многоквартирного дома. Пока сообщество не может похвастаться представительством своих членов в Госдуме, но среди муниципальных депутатов в разных регионах мы уже видим председателей ТСЖ/ЖСК.
Выборы 2021
В единый день голосования 19 сентября 2021 г. гражданам России предстоит выбрать:
- новый состав Государственной думы,
- глав 10 субьектов Федерации,
- депутатов законодательных органов государственной власти в 39 субъектах РФ,
- депутатов представительных органов административных центров в 10 субъектах РФ.
В выборах в Госдуму без сбора подписей смогут участвовать 16 политических партий. Еще 3-4 малые партии смогут принять участие в выборах в Госдуму при условии сбора необходимого числа подписей граждан.
Учитывая данный факт, редакцией журнала подготовлен единый перечень вопросов лидерам партий. Полученные ответы будут опубликованы в предстоящих выпусках журнала, и подписчики смогут судить о степени вовлеченности и степени готовности той или иной партии решать проблемы жилищных объединений, а также отследить насколько заявленные позиции будут соответствовать реальной деятельности партий в предвыборный период и особенно уже после выборов. Заметим, что данная выборная кампания, фактически, станет генеральной репетицией перед президентскими выборами в России.
Вопросы лидерам партий:
- В какой мере, на ваш взгляд, опыт управления многоквартирным домом (МКД) в качестве председателя ТСН/ТСЖ/ЖСК или Совета дома способствует формированию у человека навыков управления своим районом, городом, регионом?
- Насколько заметную роль играли председатели правлений ТСН/ТСЖ/ЖСК в деятельности вашей партии и, в частности, в прошедших выборах? Выдвигала ли ваша партия лидеров жилищных объединений в партийных списках?
- Одной из главных задач реформы ЖКХ декларировалось создание в МКД в массовом порядке т.н. «коллективного собственника», в частности, в Указе Президента РФ № 425 от 28.04.1997 говорилось, что на завершающем этапе реформы ТСЖ должны стать преобладающей формой управления МКД. На ваш взгляд, решена ли эта задача, и если нет — почему?
- В ЖК РФ есть такие формы жилищного самоуправления как ТСЖ/ТСН и ЖСК. В 131-ФЗ есть форма местного самоуправления в виде ТОСа. Не пора ли их объединить в единую систему? Готова ли ваша партия рассмотреть данный вопрос и выступить с соответствующими законодательными инициативами?
Вопросы уже были размещены нами в социальных сетях. Интерес к ответам политиков на наши вопросы проявился в многократных репостах исходных публикаций. В своих комментариях председатели ТСЖ/ЖСК обращали внимание на то, что хотя в настоящее время в ГД РФ внесены проекты федеральных законов, затрагивающие аспекты территориального общественного самоуправления:
• № 997950-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/997950-7,
• № 983322-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/983322-7,
• № 1036076-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/1036076-7,
но в них, как и ранее, нигде не упоминаются жилищные объединения (ТСЖ/ТСН/ЖСК/ЖК). В тоже время именно ТСЖ/ТСН/ЖСК на самоуправлении являются примером самоорганизации граждан по месту жительства, созданными «для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (п. 1 ст. 27 ФЗ-131). Председатели также предлагают свои вопросы для оценки кандидатов на предстоящих выборах.
Например:
Председатель правления ТСЖ «Перовская 22,корп. 2»
Я бы всем кандидатам, участвующих в выборах задал бы один единственный вопрос:
- В многоквартирном доме, в котором Вы
проживаете, открыт спецсчет на капремонт?
Если в многоквартирном доме кандидата не открыт спецсчет на капремонт своего же дома, тогда, о чем речь? Если кандидат не может организовать, сплотить жителей всего лишь одного дома, причем своего, то стоит ли ему заниматься обустройством города, региона, страны?
ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТОЙНОСТИ ИЛИ не достойности кандидата.
Анатолий Голов, член Бюро РОДП «Яблоко»
1. В какой мере, на ваш взгляд, опыт управления многоквартирным домом (МКД) в качестве председателя ТСЖ/ЖСК или Совета дома – способствует формированию у человека навыков управления своим районом, городом, регионом и т.д?
На мой взгляд, опыт управления многоквартирным домом очень способствуют выработке у человека активной политической позиции. Председатели ТСЖ, председатели Советов домов прекрасно видят, что проблемы, которые у них есть в своем доме, тесно связаны, а подчас и вызваны, со всей системой ЖКХ, экономики и властью в нашей стране. Неслучайно девизом Школы ЖКХ, которую партия Яблоко длительное время проводила в Санкт-Петербурге, были слова «Стань хозяином дома, города, страны!». Сейчас эта Школа работает только в онлайн-режиме. Задача её - помочь жилищным активистам, председателям Советов домов научиться решать проблемы собственного дома. Поэтому мы считаем, что жилищное самоуправление - одно из важнейших направлений для того, чтобы люди действительно стали хозяевами город дома, города, страны.
2. Насколько заметную роль играли председатели правлений ТСЖ/ЖСК в деятельности вашей партии и, в частности, в прошедших выборах? Выдвигала ли ваша партия лидеров жилищных объединений в партийных списках?
Председатели правлений жилищных объединений в последние годы сторонятся участия в политических выборах от оппозиционных политических партий. Мы поддерживали ряд председателей на местных выборах, но на выборах в Законодательные Собрания регионов или в Государственную Думу все большинство лидеров жилищных объединений и представителей ТСЖ, Советов домов не готовы идти от партии. Они сильно зависимы от местных властей и в случае выдвижения от оппозиционной партии их ждут обычно достаточно серьезные неприятности. Поэтому они стараются занимать нейтральную позицию, хотя между выборами мы с ними работаем вместе по многом вопросам.
3. Одной из главных задач реформы ЖКХ декларировалось создание в массовом порядке в МКД т.н. «коллективного собственника», в частности, в Указе Президента РФ № 425 от 28.04.97 говорилось, что на завершающем этапе реформы ТСЖ должны стать преобладающей формой управления МКД. На ваш взгляд, решена ли эта задача, и если нет - почему?
К сожалению, эта декларированная задача создания «коллективного собственника» как одна из главных задач реформы ЖКХ не выполнена. Задача не решена, цель сделать это основной формой управления домом не достигнута. Более того, в большинстве городов власти ведут наступление на ЖСК и ТСЖ, то есть на тех самых коллективных собственников. И стараются передать дома, где созданы такие коллективные формы управления, своим карманным управляющим компаниям. Местные, да и региональные власти заинтересованы, чтобы управляющие компании были основной формой. Надо честно сказать - в сфере ЖКХ рынок не работает.
Сменить управляющую компанию крайне трудно, независимые управляющие компании подвергаются давлению со стороны местных властей и выживают не благодаря их помощи, а вопреки их давлению. И это понятно – власти нужны послушные исполнители, а не люди, которые живут своим умом, сами решают свои проблемы и требуют только одного - создайте нормальные правила игры, отойдите и мы сделаем свой дом отличным местом проживания! Это хорошо продемонстрировала реформа капитального ремонта, когда всем практически было сказано: «заплати и спи спокойно»! Надо сказать, когда работы по капитальному ремонту своего дома идут под управлением ТСЖ, такие работы дешевле и выполняется гораздо качественнее чем это делают фонды капитального ремонта. Власть постоянно старается замкнуть на себя финансовые потоки и очередной шаг в этом направлении - это мусорная реформа и создание региональных операторов, которые не любят ЖСК и ТСЖ.
4. В ЖК РФ есть такие формы жилищного самоуправления как ТСЖ/ТСН и ЖСК. В 131-ФЗ есть форма местного самоуправления в виде ТОСа. Не пора ли их объединить в единую систему? Готова ли ваша партия рассмотреть данный вопрос и выступить с соответствующими законодательными инициативами?
Одним из направлений деятельности нашей партии является поддержка жилищного самоуправления в виде как ТСЖ, ТСН и ЖСК, так и в виде Советов многоквартирных домов. Мы готовы оказывать им всяческую поддержку, много работаем с ними в регионах и считаем это действительно перспективной формой жилищного самоуправления. Конечно, есть проблемы с проведением выборов председателей Правлений и Советов, есть проблемы с контролем финансов, с защитой прав меньшинства.
Но эти проблемы очень четко отражают то что, происходит у нас в стране! Есть и недобросовестные председатели ЖСК, ТСЖ. На наш взгляд, требуется доработка законодательства для обеспечения эффективного контроля собственниками за работой органов жилищного самоуправления, которую надо делать вместе с активом жилищного самоуправления. К ТОСам лично моё отношение прохладное. На мой взгляд основной формой местного самоуправления является Совет дома или ЖСК, ТСЖ.
И более того, я считаю, что выборы в Совет дома, выборы правления ЖСК, ТСЖ должны проходить вместе с выборами органов местного самоуправления на избирательных участках, что позволит обеспечить чистоту и прозрачность таких выборов. С соответствующим наделением их определенными полномочиями и соответствующим финансированием по этим полномочиям. Гораздо эффективнее чем ТОСы могут быть ассоциации Советов домов, ТСЖ, которые могут создаваться для решения конкретных проблем. Например, объединение для отдельного квартала или для некоторой части города для решения общих проблем. Мировая практика идет именно по пути применения объединений муниципалитетов для решения общих проблем и на мой взгляд надо идти именно по этому пути.
Как воспринимают лидеры партий лидеров жилищных объединений
В предыдущем выпуске журнала (№9_2020) в статье «Каким будет будущее жилищных объединений?» редакция журнала привела единый перечень вопросов, направленных лидерам парламентских партий и ряду лидеров партий, которые смогут принять участие в выборах в Госдуму в 2021 году. Полагаем, что по присланным ответам подписчики журнала смогут судить о степени вовлеченности и степени готовности той или иной партии решать проблемы жилищных объединений.
Отметим, что добиться ответов от пресс-служб либо, исполнительных комитетов партий не просто. Так, например, на официальном сайте всероссийской партии «Единая Россия» приведены следующие контакты для СМИ (https://er.ru/contacts/press)
Однако ни один из указанных телефонов не отвечает , и официальный запрос, отправленный по указанному на сайте адресу электронной почты press@edinros.ru остается без ответа.
Чтобы «достучаться» до лидеров партий помимо отправки официальных писем и периодического обзвона пресс-служб в социальных сетях разместили посты с активными адресатами. Количество перепостов со стороны лидеров жилищных объединений подтвердило их заинтересованность в получении ответов на вопросы редакции.
Напомним, что первыми ответы пришли от руководителя исполнительного комитета Всероссийской политической партии РОДИНА В.В. Присняка. Ответы были опубликованы в №9_2020.
ОТВЕТЫ лидера партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Сергей МИРОНОВ, председатель политической партии Справедливая Россия, руководитель фракции Справедливая Россия в Государственной Думе ФС РФ VII-го созыва
1. В какой мере, на ваш взгляд, опыт управления многоквартирным домом (МКД) в качестве председателя ТСН/ТСЖ/ЖСК или Совета дома – способствует формированию у человека навыков управления своим районом, городом, регионом?
В процессе осуществления деятельности по организации управления многоквартирным домом председатели правлений ТСЖ, ЖСК, председатели советов многоквартирных домов получают колоссальный управленческий и организаторский опыт, приобретая аналитические и коммуникативные навыки. Справившись с управлением многоквартирным домом, убежден, они могут справиться и с управлением в сфере публичной власти.
2. Насколько заметную роль играли председатели правлений ТСН/ТСЖ/ЖСК в деятельности вашей партии и, в частности, в прошедших выборах? Выдвигала ли ваша партия лидеров жилищных объединений в партийных списках?
Жилищное самоуправление всегда являлось приоритетным направлением работы Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, поскольку формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере начинается с каждого многоквартирного дома, в котором проживают наши граждане.
Мы активно взаимодействуем с председателями правлений ТСЖ, ЖСК, советами многоквартирных домов с целью выработки предложений, направленных на решение многочисленных проблем, с которыми они сталкиваются при управлении многоквартирными домами.
Совместное взаимодействие показывает, что перед председателями правлений ТСЖ, ЖСК стоят глобальные задачи по обеспечению эффективной эксплуатации многоквартирных домов, и они понимают всю полноту ответственности перед жителями.
Вы знаете, что членом Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, председателем Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству является Галина Петровна Хованская. Она исключительный профессионал в вопросах жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Кстати говоря, Галина Петровна и сама ранее возглавляла Ассоциацию «Жилищная стратегия».
3. Одной из главных задач реформы ЖКХ декларировалось создание в массовом порядке в МКД т.н. «коллективного собственника», в частности, в Указе Президента РФ № 425 от 28.04.97 говорилось, что на завершающем этапе реформы ТСЖ должны стать преобладающей формой управления МКД. На ваш взгляд, решена ли эта задача, и если нет – почему?
Сегодня по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства ТСЖ, ЖСК управляют только порядка 4% многоквартирных домов. Наибольший объем жилищного фонда находится в управлении управляющих организаций – порядка 48%. Как видно, ТСЖ не стало преобладающей формой управления многоквартирными домами.
На мой взгляд, публичная власть изначально неверно подошла к вопросу расширения жилищного самоуправления граждан. Не могут стать эффективной мерой навязанные сверху показатели создания ТСЖ. А ведь процент созданных в регионах и муниципалитетах ТСЖ влиял на выделение бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Такой подход привел к созданию т.н. «липовых» ТСЖ, что по понятным причинам вызвало негодование граждан, что в конечном счете дискредитировало столь эффективную форму управления многоквартирными домами.
Еще больше ситуацию усугубила практика злоупотреблений председателями ТСЖ своими полномочиями, одно время широко освещаемая в СМИ.
Все это явно не способствовало развитию жилищного самоуправления и до сих пор граждане с опасением относятся к созданию ТСЖ в своем доме.
Однако мы видим, что т.н. «профессиональное управление» управляющими организациями, зачастую, проигрывает эффективному управлению ТСЖ, ЖСК, поскольку при такой форме управления отсутствует коммерческий интерес, а председатели ТСЖ, ЖСК, проживая в управляемых ими многоквартирных домах, заинтересованы в качественной эксплуатации и ремонте, создании условий для улучшения микроклимата в доме и установлении добрососедских отношений.
Поэтому я убежден в необходимости решения указанной задачи путем создания условий, стимулирующих создание ТСЖ, ЖСК, проведения информационной работы, заключающейся, в том числе в освещении положительного опыта работы ТСЖ, ЖСК.
4. В ЖК РФ есть такие формы жилищного самоуправления как ТСЖ/ТСН и ЖСК. В 131-ФЗ есть форма местного самоуправления в виде ТОСа. Не пора ли их объединить в единую систему? Готова ли ваша партия рассмотреть данный вопрос и выступить с соответствующими законодательными инициативами?
Наша Партия всегда открыта для взаимодействия с профессиональными сообществами, мы всегда рады поступающим в наш адрес предложениям и законодательным инициативам.
Что же касается данного вопроса, у ТОСов и ТСЖ, ЖСК, как мне представляется, разные цели и задачи, ради которых они создавались. ТОСы входят в структуру местного самоуправления, которая с учетом принятых в Конституцию РФ поправок интегрируется в публичную власть, и решают вопросы местного значения, а ТСЖ, ЖСК – жилищное самоуправление, которое решает вопросы управления многоквартирным домом.
Однако мы готовы рассмотреть этот вопрос более предметно, поскольку и ТОСы и ТСЖ наиболее близкий уровень управления к людям и к проблемам, возникающим в их жизнедеятельности.
Комментарии ()