Кодекс
19.05.2018

Кто в доме провайдер?

Иван Пожидаев 0
Кто в доме провайдер?

Очередная «маниловщина» от Минстроя: начиная с июля 2019 г. счетчики с функцией дистанционной передачи станут обязательными при приемке МКД после капитального ремонта. Сегодня ведомство наконец-то возглавил экономист, ему надо всего за год найти источники финансирования «цифрового ЖКХ».

Решение Верховного суда РФ от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056 поставило точку в многолетнем конфликте по поводу доступа в дом всевозможных IT-фирм, телеканалов, интернет-провайдеров и иных любителей бесплатно попользоваться общим имуществом собственников МКД. Но теперь возникает резонный вопрос: а не проще ли инвентаризировать всю аппаратуру и кабели связи в ОИ, посчитать себестоимость эксплуатации компьютерной техники, ПО - и контролировать внутридомовой Ethernet с полной ответственностью в интересах всего дома?!

Итак - возможно, мы подошли к довольно смелому выводу о том, что функции провайдера в МКД по своей функциональной полноте совпадают с постоянно расширяющимся перечнем управленческих задач. А значит— не пора ли включить затраты на IT-обеспечение работы Правления в ЕПД? И, следовательно, лучшим провайдером в МКД станет ...само ТСЖ?!
 

Заморское словцо «провайдер» на самом деле обозначает привычное нашему жилищно-коммунальному словарю понятие «снабженец, поставщик услуг». Поразительно, что информационные услуги, в отличие от прочих КУ, изначально заложенные едва ли не в каждой статье ЖК РФ, никогда и никем не закладывались в квартплату как жизненно важный ресурс. Словно все ТСЖ и УК общаются с собственниками телепатически…

Но технический прогресс добрался и до технологий управления МКД. Оставим в стороне усилия федеральной власти по созданию супер-портала ГИС ЖКХ… Державная наивность министров и депутатов неискоренима, пока остается неизменной слепая вера значительной части собственников в то, что Правительство думает - и что-нибудь придумает такое…

Однако даже не будучи IT-специалистом, можно понять, насколько важно развивать применение компьютерных технологий для решения любой повседневной задачи по эксплуатации ОИ, планирования и учета ресурсов, доведения текущей информации до каждого собственника. «Цифровая отсталость» ТСЖ или ЖСК сегодня просто недопустима, и не важно - есть в доме продвинутые айтишники, или нету… Компьютеризация - залог благосостояния, да и просто—выживания самоуправления в каждом МКД.

Ладно, с ГИСом мы вроде справились (не так уж он и страшен!), а что делать с прямыми договорами - если собственники примут такое решение? Где гарантия, что через разрозненную сеть персональных страниц в домовую сеть не проникнут вредоносные вирусы? Ведь помимо оплаты электроэнергии, тепла, ХВС и газа, - внутри дома должны исправно работать еще несколько контуров передачи данных контроля: пожарной сигнализации, расходования тепла через вентиляцию, протечек в трубопроводах - и т.д. и т.п.

Логика рынка навязывает собственнику жилья пока только один ответ: приглашайте в дом очередного провайдера, очередного коммерсанта, ставьте передним локальную задачу - и платите деньги из скромного тарифа на техническое содержание коммуникаций. Но такой «рыночный» подход «по карману» не каждому МКД. А может -  перестанем платить «дяде» и решим вопрос кардинально, раз и навсегда?!

Сведения о своей деятельности члены Правления ТСЖ могут по своему усмотрению размещать на сайтах по мере необходимости, но эти сведения не должны быть обязательными.  Чтобы трактовать информатизацию как услугу коммунальную, надо дождаться результатов внедрения прямых договоров, оценить их эффективность в части повышения платежной дисциплины. Вот тогда и будем думать об «умном доме».

Правительством уже продвигались такие меры, как введение социальных норм на потребление коммунальных ресурсов, лицензирование УО, повсеместное навязывание ЕИРЦ, ФЗ 307 от 03.11.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», однако к уменьшению задолженности в сфере ЖКХ они не привели.

О введении платы за информационное обеспечение ежемесячной строкой в ЕПД говорить в принципе рано в связи с отсутствием кадров. Сегодня многие МКД уже оснащены похожими системами. Не будем усложнять жизнь УО, а возьмемся за что-нибудь одно, например - за работу с неплательщиками и их дебиторкой, а она с каждым годом все больше. Кроме того, с переходом на прямые договора, видимо, исчезнут такие понятия как ЕПД и ЕИРЦ. Сбор и обработка данных с ИПУ и ОДПУ должна осуществляться при отсутствии АИИС, за которую отвечает СРО.

Голосование через «Электронный дом» сначала нужно запустить как пилотный проект за счет средств Минстроя, о чем они твердят, а потом после анализа и широкого обсуждения делать выводы. Любая технология должна упрощать, а не усложнять управление МКД на всех стадиях его жизненного цикла. Следует бояться того, чтобы «умный дом» не стал «заумным домом»

Поделиться:  
Следующий материал

Подготовка управляющих МКД в Германии

24.02.2018
Комментарии ()